Прикамье представляет собой индустриальный регион с диверсифицированной промышленностью. На протяжении всего советского периода оно было оплотом отечественной военной промышленности. Поэтому властную номенклатуру, как правило, составляли руководящие кадры предприятий этой отрасли. Положение закрытого города способствовало тому, что партийно-хозяйственные структуры контролировали процессы, происходившие на территории технополиса. Здесь также строились предприятия, выпускавшие продукцию гражданского и общепромышленного назначения. Всё это плюс богатство пермских недр (газ, нефть, калийные соли, алмазы, магний, титан и др.) делало Пермскую область одним из ведущих регионов РСФСР.
За первое постсоветское десятилетие экономика области подверглась структурной перестройке: на первый план вышли нефтяные, калийные, химические, торговые компании, предприятия по производству товаров массового спроса и различные региональные монополии – в большинстве своём экспортного направления, что сделало регион привлекательным для инвестиций.
В настоящее время лидерами в развитии экономики Прикамья стали две мощные корпорации: АО «Уралкалий» и пермский филиал «ЛУКОЙЛа». Налоги от деятельности предприятий группы «ЛУКОЙЛ» обеспечивают до 1/3 бюджета Пермской области. Региональным политическим лидером предприятий «ЛУКОЙЛ-Пермь» является А. Р. Кузяев, депутат Законодательного Собрания, один из наиболее влиятельных политиков области. Кроме «ЛУКОЙЛ-Пермь», он возглавляет Пермскую финансово-промышленную группу (ПФПГ), в состав которой входят предприятия лесопереработки, торговли, а также крупные банки («Пермкредит»), страховые, фондовые и некоторые другие компании. Сегодня А. Р. Кузяев расширяет сферы влияния и за пределами региона (президент «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд»), что повышает его политический вес в Прикамье. По оценкам специалистов, А. Р. Кузяев контролирует деятельность предприятий, активы которых составляют около 600 млн дол.
Пермские предприятия калийного производства обеспечивают более 15 % мирового производства и дают около 20 % доходов областного бюджета. Главная фигура здесь – Д.Е. Рыболовлев, который не является публичным политиком, но считается самым богатым человеком области (помимо калийной отрасли он контролирует крупнейший из региональных банков – «Уральский финансовый дом» – и ряд других предприятий. Общие активы предприятий ≈ 1млрд дол.).
Мощным политическим потенциалом обладает и торговое предприятие «ЭКС-Лтд», которое сегодня является одним из крупнейших в области.Кризис преодолели и оборонные предприятия, такие как ОАО «Мотовилихинские заводы», холдинг «Пермские моторы».
Администрация Пермской области в ходе рыночных преобразований сохранила контроль над экономической ситуацией в целом и над частью экономических ресурсов области. Главная заслуга первого губернатора области Г. В. Игумнова, по мнению экспертов, состоит в том, что все крупнейшие предприятия остались в руках пермских собственников-олигархов, «заботливо вскормленных властью»[1]. Таким образом, в Прикамье сложилось несколько мощных группировок элит, которые играют важную роль не только в экономической, но и в политической жизни региона.При этом ни одну из них нельзя назвать доминирующей.
Становление новой региональной политической элиты произошло путём заключения различными группировками (правящей, умеренной частью оппозиции и другими акторами политического процесса) так называемого пакта, т.е. соглашения о правилах взаимодействия в новых условиях. При этом «пакт» также является своеобразным способом получения гарантий для прежнего режима в обмен на демократизацию. В результате, по мнению исследователей, к 2000 г. в области сложиласьполицентричная модель власти, реализуемая многими лицами, действующими одновременно и распределяющими ответственность и полномочия[2].
Процесс институциализации политического режима Пермской области характеризуется поиском компромиссов и стремлением принимать взвешенные решения. В результате всех изменений, произошедших в течение 1990 гг., современный институциональный дизайн власти в Пермской области выглядит следующим образом. Законодательная власть осуществляется Законодательным Собранием (ЗС), состоящим из 40 депутатов, избираемых сроком на 5 лет[3]. ЗС обладает правом законодательной инициативы. ЗС и губернатор могут отправить друг друга в отставку за нарушение законов РФ и Пермской области.
Другими словами, на законодательном уровне устанавливается автономия ЗС и подконтрольность, хотя и слабая, губернатора этому Собранию. На деле же всё обстоит иначе. В пермском политическом режиме достаточно активную роль играют неформальные связи. «Семья» предыдущего губернатора (Г. В. Игумнова) оказывала существенное влияние на политическую жизнь Прикамья во второй половине 1990-х. Его дочь Елена Арзуманова (она являлась членом экспертного совета при главе областной администрации) фигурировала в деле о хищениях в «Пермэнерго» и имела отношение к махинациям с алмазами. Эта история получила широкую огласку и максимально была использована политическими оппонентами Г. В. Игумнова во время предвыборной гонки за кресло губернатора в декабре 2000 г. Сегодня на политической сцене региона произошла смена элит: мэр областного центра, который ранее составлял противовес Г. В. Игумнову, избран губернатором. Он привёл с собой команду, сумевшую занять своё место в распределении властных ресурсов.
К новым выборам депутатов ЗС, состоявшимся в декабре 2001 г., команда нового губернатора сумела получить максимальный контроль над процессами, идущими в области. Аналитики характеризуют присущий новой областной администрации стиль решения областных проблем, связанных с их внешними источниками (федеральными монополиями), как жёсткий и жестокий (интересы области отстаиваются наиболее эффективно в критические моменты)[4].
Примерами этого служат создание «Пермрегионгаза» и его регистрация в Пермской области в период смены руководства в «Газпроме» и «выбивание» долгов Свердловской железной дороги после скандала вокруг МПС. Такой стиль поведения команды нового губернатора является свидетельством существенной трансформации политического режима, в результате которой исполнительной власти никто не может (и не должен) составить конкуренцию[5].
Конкуренцию наряду с монополиями не должна составлять и законодательная власть. Поэтому команда губернатора сделала всё возможное, чтобы новый состав ЗС соответствовал этим «условиям». В результате в большинстве избирательных округов выборы оказались «безальтернативными», так как областная администрация сумела «договориться» с основными «полюсами силы» в Прикамье: с «лукойловцами» (группа А. Р. Кузяева), с «калийщиками» (генеральный директор АО «Уралкалий» С. П. Дьяков) и с руководителями финансово-промышленной группы предприятий и организаций (В. И. Рыбакин – ОАО «Уралсвязьинформ», С. И. Прохоров – АО «Камкабель» и др.)[6].
При этом губернатор вынужден учитывать наличие других мощных группировок. В одном из интервью депутат Государственной Думы В. В. Похмелкин высказал мнение, что «Трутнев баланс в регионе обеспечивает. Баланс в отношениях с Москвой, баланс внутри»[7]. В целом за 2001–2002 гг. политическая ситуация в области стабилизировалась, что дает основание говорить о том, что Прикамье «вышло из неопределенности» путем заключения нового «пакта элит»[8].
Новое соотношение сил в регионе между элитными группировками находит свое отражение в политической структуре Законодательного Собрания Пермской области (депутатские группы). В региональном парламенте третьего созыва также была образована депутатская группа «Промышленники Прикамья» – 21 депутат. Большая ее часть (16 человек) являются генеральными директорами и президентами крупных предприятий города и области, 11 депутатов-промышленников избирались в ЗС второго созыва. Сопредседателем группы наряду с В. С. Сазановым на этот раз вместо А. Р. Кузяева стал Г. П. Тушнолобов. Депутаты от «промышленников» в этом составе ЗС больше не контролируют один из двух наиболее влиятельных парламентских комитетов – налоговый (отныне его возглавляет «независимый» Ю. В. Белоусов). Формально группа обладает в парламенте абсолютным большинством, однако ее состав достаточно пестрый: в нее входят политические противники и конкуренты по бизнесу. Членом этой группы стал даже Н. А. Быков – единственный среди избранных депутатов чистый аграрий и единственный из депутатов, имеющий отношение к КПРФ.
Во вторую депутатскую группу – «Диалог» – вошли 9 человек, семеро из которых являются крупными бизнесменами. Четверо их них были депутатами ЗС второго созыва.
Третья депутатская группа «Будущее Прикамья» – новое явление в политической жизни Пермской области. Она создана в марте 2002 г. из 5 человек: два сторонника В.В. Похмелкина (В.М. Вахрин и В.Б. Плюснин), представитель «ЛУКОЙЛа» Р.Ф. Габдуллин, а также занимавшие изначально самостоятельные позиции А.Е. Флегинский (председатель группы) и К. Н. Окунев. Никто из них не был ранее депутатом ЗС.
Самая крупная партийная фракция в Законодательном Собрании области – «Единая Россия» (ЕР), объединившая в своих рядах 15 депутатов. Вполне логично, что председателем ЕР является лидер областной организации «Единая Россия» В. И. Рыбакин.
Вторая партия, которая оказалась представлена достаточным количеством депутатов для создания депутатской группы, – «Союз правых сил» (СПС). Группа включает в себя 5 депутатов во главе с И. Г. Неустроевым. Два других ключевых члена фракции – переизбранный вице-спикером О. Б. Бурцев и ближайший сподвижник А. Р. Кузяева, вице-президент «Пермской финансово-промышленной группы» Н. Ю. Белых (он же сейчас руководитель областной организации СПС).
Ни в одну из депутатских групп не входят шесть депутатов: председатель ЗС Н. А. Девяткин, представители «Уралкалия» С. П. Дьяков и О. А. Ковалёв, бывший вице-губернатор Ю. В. Белоусов, а также молодые и весьма энергичные депутаты А. Ю. Бойченко и Д. С. Скриванов.
Усложненная формальная структура парламента отражает реальную сложную расстановку сил внутри региональной политической элиты. При более чёткой политической структуре ЗС второго созыва – по интересам, профессиональной принадлежности и личной привязанности к определенному лидеру (будь то Г. В. Игумнов, Ю. П. Трутнев или П. В. Анохин) – у парламентариев не было необходимости входить в состав двух и более депутатских групп. Теперь ситуация изменилась. Как уже отмечалось выше, группа Ю. П. Трутнева (администрация области) значительно усилила свои позиции, но все же не стала полностью доминирующей. В этой ситуации, с одной стороны, другие элитные группировки стремятся получить определенные гарантии прочности своего положения, что вынуждает их политически структурироваться. Весьма показательно в этом смысле увеличение численности группы «Промышленники Прикамья». С другой стороны, губернатору не нужна сильная оппозиция. В его интересах – увеличение количества фракций, что мультиплицирует потенциально возможные союзы и альянсы. Кроме того, администрация достаточно тонко «размывает» структуры потенциальных оппозиционеров и путем включения в них своих сторонников, и с помощью двойного членства.
Функционирование политических институтов в Прикамье становится все более закрытым и менее публичным. Элитные группировки избрали стратегию заключения неформальных, закрытых соглашений как на стадии формирования депутатского корпуса (путем согласования и «разведения» своих кандидатов по разным округам), так и на стадии принятия законодательных решений (согласование позиций по обсуждаемым вопросам преимущественно посредством «закулисного торга», а не открытой политической борьбы).
Таким образом, на рубеже 1990–2000 гг. соотношение сил внутри пермской региональной политической элиты существенно изменилось. Элита осталась фрагментированной, но одна из ее группировок значительно увеличила свои властные ресурсы. Такое положение приводит к тому, что пермская региональная элита стремится к поиску компромиссов по наиболее принципиальным вопросам, а исполнительная власть – к стабилизации социально-экономической и общеполитической жизни в регионе[9].
[1] Иванов Н. Плацдарм между Поволжьем и Уралом // Независимая газета. 2001. 30 мая. С. 4.
[2] Фадеева Л.А. Политические традиции и региональная политическая культура Прикамья // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2001. Вып.1. С. 65.
[8] Использована концепция В. Гельмана. См.: Россия регионов: трансформация политических режимов. М., 2000. С. 32–45.
[9]Пунина К.А. Политический режим Пермской области: сообщество элит с доминирующим актором? // Региональные политические режимы Приволжского федерального округа. Пермь, 2002.
Контактная информация
Полное наименование:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
Почтовый адрес:
614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29, корп. А, ауд. 209
Телефон: +7 (342) 219-83-92
Е-mail: mvp@perm.ru, kucheva.a@mail.ru